Правильные новости

Черный ящик Су-24 все же может оказаться полезным

На производителей разработчиков черного ящика для Су-24 обрушилась критика следом заявления Минобороны о невозможности в короткие сроки восстановить записанную им информацию. Для своего времени - а это были 90-е годы прошлого века - самописец "Бант-32" был одной из самых надежных моделей. Обоснованна ли подобная критика?

Специалисты Минобороны, исследующие совместно с экспертами из Китая, Великобритании и США данные бортового самописца сбитого турками российского Су-24, не смогли восстановить информацию в планируемые сроки. «Существующей методикой с использованием штатного оборудования завода-изготовителя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) восстановление и считывание полетной информации с микросхем в настоящий миг не представляется возможным из-за внутренних повреждений», - сообщили в ведомстве.

"На моем жизненном авиационном пути были эпизоды, когда из пепла восстанавливали носители"

Замначальника службы безопасности полетов авиации ВС России Сергей Байнетов сообщил, что восстановление и считывание информации со всех, помимо одной, микросхем черного ящика Су-24М не представляется возможным из-за повреждений, передает ТАСС. Перед этим Байнетов сообщил, что корпус черного ящика Су-24 имеет проникающее отверстие до внутреннего контейнера.

Черные ящики (которые на самом деле имеют яркий цвет, чтобы их легче можно было обнаружить) производятся из титановых сплавов и покрыты извне асбестом. Судя по кадрам вскрытия самописцев, их корпуса не разрушились. Однако содержимое приборов пострадало.

Признания Минобороны многих повергли в печаль. Пользователи Рунета, от блогеров до комментаторов газеты ВЗГЛЯД, задают вопросы относительно надежности производящихся в России черных ящиков, критикуют конструкцию их содержимого и недоумевают, зачем самописец, тот, что должен снести экстремальные нагрузки, этого не сделал. Большой популярностью пользуется текст, автор которого обращает внимание, что платы имеют слишком маленькую толщину - 1,5 мм - при четырех креплениях, которых недостаточно, а «расстояние между сторонами микросхем, на которых расположены выводы, - огромное для таких хилых корпусов», и заявляет, что советские схемы были лучше.

Черный ящик, установленный на Су-24, относится к типу «Бант-32», производится смоленским ОАО «Измеритель». Цена такого изделия составляет примерно 500 тыс. рублей. По данным производителя, «Бант-32» обеспечивает защиту информации от воздействий: удара 1000g; проникающего удара (падение массы 226 кг с высоты 3 м с наконечником 6,35 мм); статической нагрузки 2260 кг на кубический сантиметр; температуры 1100 градусов при стопроцентном охвате поверхности в течение 30 минут; давления морской воды 60 Мпа; пребывания в морской воде в течение 30 суток; агрессивных жидкостей в течение 48 часов.

Технический директор ОАО «Измеритель» Александр Гришутин рассказал Би-би-си, что эта модель выпускалась еще в 90-е годы, будучи для своего времени передовой - первым твердотельным самописцем. По его словам, с 2004-2005 годов завод производит самописцы нового поколения, прочность которых выше и соответствует современным требованиям.

Одиннадцать лет вспять генконструктор петербургского НПО «Прибор» в интервью «Коммерсанту» сравнивал воздействие 1000g с падением с высоты шестиэтажного дома и уже тогда говорил о том, что этот стандарт устарел. Современные требования FAA TSO C123b устанавливают планку в 3600g.

Президент фонда «Партнер гражданской авиации» заслуженный пилот СССР Олег Смирнов рассказал газете ВЗГЛЯД, что если в гражданской авиации к черным ящикам предъявляются единые требования для всех стран, устанавливаемые ICAO, то спецификации самописцев на военных самолетах определяются военным ведомством каждой конкретной страны.

По мнению Смирнова, в тех условиях крушения Су-24 шансов, что информация сохранится, было немного. «Самолет падал практически вертикально, представляете, с какой кинетической энергией он врубился в землю? И плюс еще горел, как факел. То, что нашли этот ящик, это вообще чудо. А то, что повреждены его внутренности, это естественно. Трудно сделать расчет такую вещь на максимальные нагрузки», - отметил он. Смирнов не исключил также, что воздействие мог оказать и взрыв ракеты: она врезалась в самолет сзади, а самописцы, как правило, располагаются в хвостовой части самолета.

Впрочем, считает эксперт, покуда рано утверждать, что информация безвозвратно утеряна. «Производители на своей базе сейчас будут проводить исследования на уровне, так сказать, уже молекулярном, и теоретически некоторые параметры могут быть восстановлены», - считает он. Предъявлять претензии производителям самописцев он не видит оснований - по мнению Смирнова, нынешние самописцы надежнее и совершеннее прежних, в которых инфа записывалась на проволоку или пленку, а не на карты флеш-памяти, как сейчас.

Главком ВВС в 90-е годы Герой России генерал армии Петр Дейнекин в беседа газете Воззрение обратил внимание, что обычно самописцы ищут долго, но потом их обнаружения находят истинную причину трагедии.

Генерал рассказал, что на военных самолетах самописцы регистрируют гораздо больше параметров, чем на гражданских судах. «У меня вначале не вызывало сомнений, что общая картина будет восстановлена, - сказал он. - Потому что записывается более ста параметров: движение воздушного судна, дыхание его двигателей», и при помощи косвенных источников по части извлеченных данных можно восстановить интересующую информацию.


Комментариев: [0] / Оставить комментарий