Правильные новости

Российский сторожевик имел право дать отпор турецкому сейнеру

Действия сторожевика "Сметливый", в который еле-еле не врезался турецкий сейнер, стоит считать абсолютно оправданными - таково общее мнение специалистов по морскому праву. Тем более если вспомнить инцидент с американским эсминцем "Коул". Иной точки зрения придерживаются неужто что оппозиционные блогеры да представители военно-морских сил Украины.

В Черноморнафтогазе сообщили еще об одном инциденте между российскими и турецкими судами: гендиректор госкомпании Игорь Шабанов рассказал, что каравану, буксировавшему буровые установки в территориальные воды России, не уступил путь турецкий танкер. «24 ноября во время транспортировки одной из двух буровых установок на пути движения появился турецкий танкер. Он действовал в ломание правил морских инструкций о том, что судно должно уступать движение каравану судов и буксиров. Этот танкер остановился по ходу движения нашего каравана», - рассказал он.

"Рыболовные суда бывают настолько увлечены уловом, что вообще не видят, что даже по курсу творится"

Позднее погранслужба ФСБ уточнила, что занятие было несколько иначе: турецкое судно выходило на связь и изменило курс. «После выхода на связь турецкое судно по рекомендации корабля Черноморского флота и в целях обеспечения безопасности мореплавания изменило свой курс и безопасно разошлось с караваном. Дистанция расхождения составила более двух морских миль. Попыток остановить и каким-либо образом помешать действиям по буксировке буровой установки турецкое судно не предпринимало», - уточнили в пресс-службе ФСБ.

Напомним, в воскресенье экипаж сторожевого корабля «Сметливый» применил стрелковое оружие, чтобы не допустить столкновения с турецким сейнером в Эгейском море. Экипаж сейнера не шел на радиоконтакт с российскими моряками и не отвечал на специальные визуальные сигналы светового семафора и сигнальных ракет. По данным Минобороны, сразу после выстрелов турецкое рыболовецкое судно резко сменило курс и, не выходя на контакт с российским экипажем, продолжило движение мимо СК «Сметливый».

В понедельник министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу прокомментировал инцидент, заявив, что реакция корабля ВМФ России на турецкое рыболовецкое судно в Эгейском море была «преувеличенной».

Блогеры осуждают

Инцидент в Эгейском море, в ходе которого российскому экипажу пришлось сделать предупредительный выстрел, вызвал едва ли не истерику у некоторых блогеров, по каким-то причинам причисляющим себя к оппозиции: они отпускали шутки о том, что рыболовецкое судно ничего не может сделать боевому кораблю, реакцию капитана «Сметливого» они находят неадекватной. При всем при том экипажу эсминца «Коул» ВМС США было совсем не смешно, когда в 2000 году в порту Адена судно был протаранен моторным катером с сотнями килограммов взрывчатки на борту. В результате теракта погибли 17 человек.

Еще одной категорией публики, которая сразу начала выдвигать претензии в адрес экипажа российского корабля, традиционно стали украинские патриоты. Главным представителем которых по этой теме выступил бывший украинский министр обороны адмирал Игорь Тенюх - тот самый, при котором украинские войска в Крыму переходили на сторону России без единого выстрела.

Тенюх в эфире телеканала 112 назвал действия российских моряков «грубым нарушением международных правил плавания судов». «На российском корабле в соответствии со всеми правилами должна была вестись вахта. Вахтовый офицер обязан следить за любыми судами, приближающимися на небезопасную дистанцию. В случае приближения судна заблаговременно на корабле, где повышенная готовность, запускаются двигатели. Российский корабль должен был сняться с якоря и совершить безопасное маневрирование. Открытие огня в международных правилах не предусмотрено», - заявил украинский адмирал. «Непрофессиональные действия российских моряков, которые, будем говорить прямо, скорее всего, проспали этот сейнер и не сделали действия, которые должны были совершить», - утверждает он.

«Провокатор, прохвост и предатель»

Бывший главком Черноморского флота, экс-замглавкома ВМФ адмирал Игорь Катасонов в интервью газете Воззрение обратил внимание на международные правовые нормы: военный корабль является территорией России, и его экипаж не только имеет право, но и обязан защитить ее так же, как защищают сухопутные рубежи страны.

«Военный корабль обладает экстерриториальностью. Это неприкосновенная территория государства, и он как военный корабль может принять любые меры, чтобы воспрепятствовать нападению, - сказал адмирал газете ВЗГЛЯД. - Мало ли, что это гражданское судно? На связь не отвечает, маневрирует опасно. Поэтому он может дать предупредительный залп в сторону. Борт - это граница. А если сейнер заряжен динамитом? А если он опасно маневрирует? И потом, обстановка-то там боевая. Они склонны к провокациям. Это непредсказуемо, и он принял меры».

Катасонов напомнил про инцидент 1988 года в Персидском заливе, когда крейсер Vincennes ВМС США сшиб иранский пассажирский авиалайнер, приняв его за атакующий военный самолет. По его словам, все подобные ситуации невозможно предусмотреть, и каждый раз командир принимает решение по обстановке на свой опасение и риск - нормативов, с какого расстояния какое воздействие нужно оказывать на приближающееся судно, не существует.

Что касается обвинений российских моряков со стороны украинского адмирала Тенюха, то Катасонов не воспринял слова последнего серьезно. «Это провокатор, прохвост и предатель. Нет правил, запрещающих открывать огонь. Безопасную дистанцию определяет начальник корабля. Он посчитал - все, значит», - заключил адмирал.

«Сняться с якоря быстро невозможно»

Действия экипажей судов, оказавшихся в опасной близости, с 70-х годов прошлого века регламентируют Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72). Правило 14 раздела II предписывает судам, идущим прямо друг на друга, обоим принимать вправо. И все-таки российский корабль стоял на якоре. В соответствии с правилами, экипаж должен был всяческим образом сигналить подходящему судну, но проворно поднять, завести двигатель и сманеврировать в этой ситуации невозможно.

Комментариев: [0] / Оставить комментарий