Правильные новости

Образ турка как мусульманина был сильно идеализирован

"В определенный момент религиозные контакты с Турцией стали фильтроваться, поскольку к ряду турецких богословов возникли вопросы у наших правоохранительных органов", - заявил газете ВЗГЛЯД исламовед Ринат Патеев, комментируя вероятность Эрдогана разыграть "исламскую карту" в России. Ранее президент РФ обвинил турецкого коллегу в потакании исламским радикалам.

Политический конфликт между Москвой и Анкарой уже обрел общественное измерение. В турецком сегменте интернета наблюдается антироссийская истерия и рост русофобских настроений. Российские блогеры отвечают туркам взаимностью. При этом не стоит забывать и об исламском факторе, учитывая давние связи Турции с общественными организациями российских мусульман.

"В начале девяностых в Россию прибыло много последователей известного турецкого богослова Саида Нурси, однако в 2007 году ряд его книг были признаны экстремистскими"

Ранее Владимир Путин уже назвал целенаправленную политику властей Турции по исламизации страны одной из составляющих текущего конфликта. «Мы сами поддерживаем ислам и будем это делать, но речь идет о поддержке такого больше радикального, что ли, направления. И это само по себе создает очень неблагоприятную среду, атмосферу, которую на первый взгляд и не видно», - пояснил он.

Сможет ли Эрдоган привлечь российских мусульман на свою сторону и разыграть «исламскую карту»? Насколько оправданно взгляд о нем как об исламисте? Как много в Турции сторонников радикального ислама? Об этом в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал руководитель Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Ринат Патеев.

ВЗГЛЯД: Ринат Фаикович, как вы считаете, насколько значимым может оказаться религиозный фактор в случае углубления конфликта между Россией и Турцией? Может ли Эрдоган разыграть «исламскую карту» для того, чтобы получить дополнительную поддержку своей позиции как в Турции, так и за ее пределами?

Ринат Патеев: Не думаю, что через исламский момент Эрдогану удастся мобилизовать поддержку. Пространство для маневров у него сейчас ограничено, с одной стороны, внутриполитическими факторами - его рейтинг ни чуточки не составляет 86%, а с прочий стороны - отсутствием единства в исламском мире. Отношения между мусульманскими странами очень непростые, каждый из значимых игроков в той или иной мере претендует на лидерство. Это на Западе Турция долгое время считалась некой моделью исламского общества, которая получит его, Запада, одобрение, но в исламском мире эта модель получила неоднозначное восприятие.

Например, Саудовская Аравия изначально заявляла, что светская модель исламского государства неприемлема, об этом же говорили и «Братья-мусульмане» в Египте. Поэтому вряд ли в данной истории исламский фактор даст Эрдогану какие-то очки в исламском мире.

ВЗГЛЯД: Какая линия мобилизации в таком случае будет для Эрдогана основной?

Р. П.: Более вероятна мобилизация общетюркского фактора, и об этом уже можно судить по турецкой блогосфере, в которой доминируют антироссийские настроения с общетюркским акцентом. Тюркский фактор в российско-турецких отношениях проявлял себя уже не раз - фактически с момента развала Совьет юнион Турция позиционирует себя именно как вождь тюркского мира. Причем этот фактор значим даже на языковом уровне, поскольку тюркские языки не слишком очень разошлись дружбан от друга.

В отличие от русского языка, где различаются слова «турок» и «тюрк», в турецком языке слово türk означает любого представителя тюркского мира в широком смысле, к которому принадлежат не только собственно турки, но и азербайджанцы, узбеки, казахи, татары, ряд народов Северного Кавказа и так далее. Для турок все они братья-тюрки, хотя, конечно, сами турки видят себя неким ядром тюркского мира.

ВЗГЛЯД: И все же ещё никто не забыл о недавнем визите Эрдогана в Москву на открытие Соборной мечети. Как теперь воспринимать этот эпизод российским мусульманам в контексте неожиданного обострения отношений с Турцией?

Р. П.: На мой взгляд, приезд Эрдогана в Россию в большей степени следует рассматривать в контексте имевшихся на тот момент общеполитических отношений России и Турции, а не в религиозном отношении. Эрдоган всегда позиционировал себя как независимого макрорегионального лидера, и в Москве на открытии Соборной мечети он выступал прежде всего именно в этой роли, а уже затем в качестве руководителя одной из стран исламского мира.

ВЗГЛЯД: Откель тогда взялся расхожий образ Эрдогана как исламиста? И насколько он, по вашему мнению, соответствует действительности?

Р. П.: Эрдоган, безусловно, активно пользовался исламским или исламистским дискурсом, неоднократно принимал участие в ключевых для исламского мира мероприятиях, но внутри исламского мира слишком много противоречий, у каждого государства свое представление о модели ислама. Поэтому Эрдогана, конечно же, нельзя называть «классическим» исламистом, у него есть определенное представление о роли ислама в Турции, но это представление не является универсальным для всего исламского мира. И если говорить объективно, то Турция была и остается одной из самых секуляризованных стран исламского мира. Но, несмотря на то, что в свое время Ататюрк преобразил Турцию самым радикальным образом, историческая память современных турок сильно османизирована, и то же самое можно сказать об их осознании ислама. Например, идея халифата у турок ассоциируется прежде всего с тем периодом, когда титул халифа принадлежал османскому султану, а не с арабским периодом халифата.

ВЗГЛЯД: Что могут потерять российские мусульмане в случае значительного сокращения контактов с Турцией? Насколько серьезным духовным авторитетом турецкие богословы являются для российских?

Р. П.: Наиболее плотные контакты между Россией и Турцией по исламской линии были в 1990-х годах, когда в России еще только выстраивалась, так сказать, исламская инфраструктура, в том числе такая ее важная часть, как образование. Тогда для российских мусульман Турция, конечно же, была неким образцом исламского государства, и образ турка как мусульманина был шибко идеализирован.

Однако затем отношение к Турции у российских мусульман стало менее эмоциональным. С одной стороны, в России появились собственные исламские кадры, с другой, все-таки Турция для россиян, и для мусульман в том числе - это некогда всего страна туризма и шопинга, а не духовный лидер, духовный ориентир или духовный центр. К тому же в определенный момент религиозные контакты с Турцией стали, так сказать, активно фильтроваться, потому что к ряду турецких богословов, работавших в России, возникли вопросы у правоохранительных органов. Скажем, в начале девяностых в Россию прибыло много последователей известного турецкого богослова Саида Нурси, однако в 2007 году строй его книг были признаны экстремистскими, а вскоре после этого организация последователей Нурси «Нурджулар» была запрещена в России.


Комментариев: [0] / Оставить комментарий