Правильные новости

Израильский опыт безопасности авиарейсов полезен и для России

"В Лондоне местная охрана пропустила беременную девушку, а мы при опросе выяснили что-то подозрительное, открыли чемодан, там была бомба". Так израильские эксперты комментируют введенную их страной практику спецосмотров в зарубежных аэропортах. Возможно, такое будет введено и Россией. Осталось понять - кто за это будет платить?

Эвакуация российских граждан из Египта в самом разгаре. Ежедневно оттуда вывозятся 10 тыс. российских туристов, а наиболее напряженный отрезок времени продлится в течение ближайших десяти дней.

"Если нам не разрешают, чтобы все требуемые нами меры применялись в данном аэропорту, тогда наши самолеты туда не летают"

Между тем российские власти озаботились вопросом, как они могут повлиять на меры безопасности в зарубежных аэропортах. Источники газеты «Коммерсантъ» в авиационной отрасли рассказали, что несколько дней вспять у директора ФСБ Александра Бортникова прошло рабочее совещание по вопросам авиабезопасности, на котором обсуждались варианты ее усиления для российских авиакомпаний в зарубежных аэропортах: после крушения российского лайнера «возникли серьезные вопросы к реальному, а не формальному соблюдению рядом стран требований авиабезопасности», прописанных в регламенте IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта), пояснил один из источников.

«Все варианты повышения безопасности должны быть рассмотрены, - заявил газете Воззрение член думского комитета по транспорту Олег Нилов. - Вопросами безопасности должны заниматься не коммерческие структуры и не охранные предприятия, тем более когда идет речь о зарубежных рейсах. Это должны делать спецслужбы с набором российских и международных методов. Я считаю, что должны быть повышены требования к проверке борта, багажа, пассажиров, которые проходят на российские самолеты, вплоть до максимальных».

Полагаются на себя

После теракта в Домодедово немного лет назад меры безопасности в столичных аэропортах были усилены. Но как быть с российскими самолетами за рубежом - полагаться на местный персонал? В пятницу гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов прямо высказал мнение, что в аэропортах Египта с безопасностью проблемы. «Причин тому несколько: менталитет - раз, отсутствие жесткой дисциплины - два», - приводит слова Скуратова ТАСС.

Некоторые страны, которые сталкивались с серьезными террористическими угрозами, на сотрудников зарубежных аэропортов уже давно не полагаются, в том числе и в России. Президент Ассоциации аэропортов России Виктор Горбачев рассказал газете ВЗГЛЯД, что из зарубежных компаний, летающих в российские города, самые строгие меры безопасности у американских компаний American Airlines и Delta и израильской El Al.

«Перед регистрацией есть еще одна зона, которую они огораживают. Человек проходит, отдает паспорт, билеты, и работник службы безопасности компании проводит собеседование на две-три минуты. То есть психологи спрашивают, куда вы летите, где вы будете, не передавали ли чего, когда возвращаетесь. Иногда могут даже попросить открыть чемодан. Израильтяне проводят такое не только у нас, но и в Европе, и в «горячих» регионах».

Европейские компании тоже следят за безопасностью, но не столь явно: «Этих людей никто не видит и не знает. Стоит в стороне человек, смотрит на проходящих. Они психологи, и если кто-то вызывает у них сомнение, он подходит к службе безопасности и просит дополнительно проверить. У нас таких людей, к сожалению, нет». При этом он заверил, что иностранцы не имеют доступа в чистую зону и к помещениям, где хранится багаж.

«Никто из них не присутствует на контроле, когда проходит личный досмотр с участием служб авиационной безопасности, МВД и ФСБ, они не находятся в службе грузовых перевозок. Там присутствуют только работники аэропорта и силовые структуры», - сказал Горбачев.

Как это делается Израилем

Однако руководитель израильской спецслужбы «Натив» с 1992 по 1999 год Яков Кедми обладает иными данными: по его словам, наличие сотрудников El Al на всех этапах прохождения пассажиров и багажа является обязательным условием.

«Израильские авиакомпании летают только в те аэропорты, где выполняются наши требования безопасности, - рассказал Яков Кедми газете ВЗГЛЯД. - Эти требования включают все: охрану самолета; проверку пассажиров - их проверяют работники нашей компании в дополнение к тому, что делает то государство; багаж проверяют наши люди; багаж охраняют наши люди. То есть бесконтрольно нельзя притронуться к нашим пассажирам, багажу, самолету. Наши пассажиры вечно находятся в зоне, охраняемой как местными, так и нашими сотрудниками. Лет 20 назад в венском аэропорту террористы решили атаковать пассажиров El Al, которые проходили проверку. Там стояли австрийские полицейские, но некогда чем они поняли, что произошло, этих террористов наши ребята убили. Схема такова: фильтрация пассажиров, идентификация, опрос. В Лондоне местная охрана пропустила беременную девушку, а мы при опросе выяснили что-то подозрительное, открыли чемодан, там была бомба: ее друг, от которого она была беременна, отправил ее в Израиль с «подарком».

Мы не полагаемся ни на кого, только на наши меры безопасности».

Работа для дипломатов

По мнению специалистов, хотя никто не имеет права требовать себе привилегий вмешиваться в работу служб безопасности аэропорта - речь в данном случае идет, по сути, о государственном суверенитете - разрешено достичь межправительственных договоренностей на этот счет. «Учитывая наши взаимоотношения с арабским миром, а также что они теряют гораздо больше от того снижения потока наших туристов, может быть, они согласятся, чтобы наши сотрудники осуществляли в зоне багажа и досмотра дополнительный контроль», - говорит Виктор Горбачев.