Правильные новости

Крым приобщается к российской действительности не без проблем

В Крыму теперь можно перевести дух даже лучше, чем раньше, несмотря на трудности дороги и все сложности переходного периода. Отсутствие туристов там - ложь, как ложь и тиражируемые украинскими СМИ сообщения о том, что крымчане разочарованы в своем выборе в пользу РФ. Однако интеграцию Крыма в реалии России беспроблемной назвать нельзя, в чем убедилась корреспондент газеты ВЗГЛЯД.

В отличие от Краснодарского края, где инфраструктура неплохо отлажена, а сельское хозяйство поставлено на поток, жители Крыма пока продолжают функционировать «от сезона к сезону», проживая заработанные летом деньги. Адекватных предложений по зимнему или хотя бы весенне-осеннему отдыху в гостиницах и пансионатах нет, а производство недостаточно развито, поэтому в период межсезонья полуостров фактически замирает.

Дорогу осилит идущий

"Годы в составе Украины, впустую растратившей весь накопленный при Союзе потенциал, стали для полуострова потерянным временем"

В текущем году поток туристов более-менее наладился только к июлю, а малоизвестные и традиционно «детские» курорты сильно страдают из-за отсутствия нормального транспортного сообщения: для женщин с детьми несколько дней пути становятся непростым испытанием (особенно без сопровождения мужчин). В итоге многим кажется, что Турция или Краснодарский край - это более простой вариант для летнего отпуска. Тем не менее полноценный курортный сезон на полуострове, хоть и запоздал с началом почти до июля, проходит значительно бодрее, чем в прошлом году. Так, только в Керчи к середине лета отдохнуло в немного раз больше туристов, чем за тот же период 2014-го. Низкие цены, климат и уникальная атмосфера делают близкое дело, а относительная разреженность потока отдыхающих превратилась в плюс пусть не для крымчан, но для самих отдыхающих. Здесь свой, постоянный турист, ласково любящий этот край как раз таким, какой он есть.

То, что на сегодня в туристической отрасли Крыма наиболее острыми (и первичными) проблемами стали логистика и отсутствие связной инфраструктуры, становится понятным еще на этапе покупки билетов. После перекрытия Украиной доступа на полуостров через ее территорию попасть сюда можно паромом или на самолете. Единые билеты, предложенные РЖД, рассчитаны на маршрут через Анапу или Краснодар до крупных крымских пунктов: Феодосии, Евпатории, Севастополя, Керчи, Судака и Симферополя. Причем заказать эти билеты можно лишь по отдельности туда и обратно, и только через кассы - электронная форма заказа в то время как доступна лишь частично. Уже на пароме сотрудники на все недовольства пассажиров обычно отвечают: «А что вы хотели? Надо было лететь самолетом!»

Можно и самолетом. Но там - толпы народа, частые задержки рейсов и сопровождающая все это неразбериха. И - опять же - дорога из Симферополя до места отдыха, которая может оказаться неблизкой. А чтобы отправиться отдыхать на полуостров по единому билету, нужно шибко сильно любить не только Крым и поезда, но и соцреализм: значительная часть поездов, брошенных на соответствующие маршруты, родом из СССР. Кондиционеры в них или не предусмотрены, или не работают, окна не открываются или не закрываются до конца, биотуалеты отсутствуют как класс, а проводники изнурены работой. При этом цена билетов сопоставима с чартерными рейсами самолетов в Египет или даже в Черногорию. Но мы любим Крым, и мы едем в Крым. С детьми и верой в лучшее.

В соседнем купе - юная семейная пара из Донецка с многочисленными чемоданами. Они едут в Севастополь. Насовсем. В Донецке у них остались родители. «Мы все хотим, чтобы было как с Крымом. Ждем, что Россия «даст добро» и что-то сделает», - говорят они. Таких, как эта пара, за завершающий год в Крым прибыло немало: обживаются, приходят в себя, рассказывают крымчанам о ситуации в том отколовшемся от Украины куске, который Россия продолжает считать Украиной. Их рассказы отрезвляют тех, кто из-за спада потока туристов начинает задумываться, а все ли они правильно сделали в прошлом году.

Своих не бросаем

Одна шестая от всех российских отпускников, которые выбрали Крым, прибывают на полуостров без путевок и туров, вне туристических групп, наобум, дикарями. Они везут с собой гроши наличными, ибо заранее предупреждены о возможных проблемах с банковскими картами. Крайне полезны и телефоны на две сим-карты: с роумингом в Крыму тоже не все гладко, и понадобится брать местный номер. После условной проверки документов (показанного издали бланка единого билета проверяющим оказывается достаточно, что приятно радует после воспоминаний о пограничном контроле, сквозь тот, что приходилось проходить раньше) перед пассажирами открывается зеленый коридор до пункта назначения. Несколько часов в автобусе, погрузка на паром, еще раз автобус. Все это время ваши документы вообще никого не интересуют - «светят» только вещи. Оставшийся участок пути становится наглядной иллюстрацией того, насколько заброшен был Крым при старой власти.

В Анапе туристов встречают новенькие, отлично оборудованные автобусы. Вдоль дороги нет ни клочка невозделанной земли: кукуруза, подсолнухи, рожь, всевозможные корнеплоды - все колосится и плодоносит до самого горизонта. Дома в поселках стоят крепкие, со стеклопакетами. Но полчаса на пароме (замечательном и новом, хотя крутые высокие трапы превращают дорогу с чемоданами и детьми в испытание, а эскалаторы почему-то отключены) - и ситуация резко меняется. С крымской стороны туристов ждут древние икарусы времен советского детства (без кондиционеров и багажных отделений), ремонтирующиеся дороги, погружающиеся в почву от старости дома. Годы в составе Украины, впустую растратившей весь накопленный при Союзе потенциал, стали для полуострова потерянным временем. Именно поэтому инфраструктура Крыма требует срочного благоустройства и переустройства. Большая часть продуктов в магазинах (от овощей до консервов и мяса) из Краснодарского края - все дешево и отличного качества. В приватных разговорах крымчане нередко отмечают, что хотели бы дотянуться до уровня Кубани, «жить, как там». И готовы для этого сделать многое.

Невзирая на текущие сложности, люди настроены решительно. «Когда был референдум, плакали не только женщины, но и некоторые мужчины. Боялись, что не получится, что будет война», - говорит хозяйка пансионата на полуострове Казантип. Здесь, в городе несостоявшихся атомщиков, без малого все - русские, когда-то приехавшие работать на строящуюся атомную станцию. То тут, то там мелькают георгиевские ленточки. Все, что только можно, покрашено в триколор, в витринах магазинчиков вывешены портреты Владимира Путина, кругом значки: «Мы своих не бросаем».

В июне туристический сезон, как и в большинстве «детских» курортов, вновь оказался на грани срыва, но местные воспринимают ситуацию стоически и ждут, когда наладится транспортное сообщение. Верят. Отмечают повышение зарплат и некоторое снижение коммунальных платежей. Моряки говорят, что раньше плавали только на судах иностранных компаний, а в текущий момент им выгоднее идти служить на свои, российские суда. Все пытаются сориентироваться в новых реалиях и вписаться в российское законодательство, что не всегда просто.

Болезнь роста

Явно поредели полки винной продукции, многие вина (включая знаменитую «Массандру») объявлены винными напитками: крепление любым спиртом, помимо винного, по российским законам уже не позволяет называть напиток вином. Больше нельзя показывать фильмы без лицензии, в особенности в госучреждениях: система борьбы с пиратством, знакомая всему цивилизованному миру, оказалась здесь в новинку. «Раньше приезжали ребята из Харькова и крутили фильмы, которые еще только вышли в прокат, и никто ничего не говорил», - жалуется сотрудница одного из домов культуры Керченского полуострова. И так во всем: продукция заново сертифицируется и перепроверяется, правила стали значительно строже.

Еще в прошлом году возникли проблемы с отдыхом в детских оздоровительных учреждениях, не вписались в нормативы некоторые местные производители косметики, но самое главное - новые порядки легли на «старые дрожжи», что привело к торможению жизненно важных процессов. В новых реалиях жители Крыма плохо осведомлены о существующих государственных программах и вообще о том, к кому нужно обращаться для решения важных вопросов. Простым гражданам непонятно, кто теперь чем руководит, кто за что отвечает и к кому топать с предложениями или проектами, тем более что руководители направлений продолжают меняться. В результате у местных жителей пока нет возможности адекватно использовать доступные ресурсы, богатейшие в плане потенциала и для туристической, и для сельскохозяйственной отраслей.


Комментариев: [0] / Оставить комментарий