Правильные новости

Водителей пытаются приучить к самостоятельности

Объявлены новые меры, которые должны помочь в борьбе с пробками на российских дорогах. Уже в июле должны вступить в силу поправки к ПДД, согласно которым водителям запретят оставаться на дороге после аварии: оформлять ДТП надо будет самим, без участия ГАИ. Однако реальному воплощению этой благой идеи мешает сразу немного факторов.

С июля 2015 года вступят в силу поправки к ПДД, соответственно которым водители, перегородившие дорогу из-за небольшой аварии и отказавшиеся оперативно очистить проезжую часть, будут оштрафованы.

"Но все эти разбирательства должны быть уже вне дорожного полотна"

Поправки в ПДД прописывают, что «если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие», передает M24.

Водители, попавшие в ДТП, обязаны сфотографировать или снять столкнувшиеся авто на видео: необходимо зафиксировать положение машин относительно друг друга и объектов транспортной инфраструктуры, повреждения, а также все возможные следы и предметы, относящиеся к аварии.

«Сейчас закон сконструирован таким образом, что только если машины полностью блокируют дорожное движение, их (водителей) можно притянуть к ответственности. С 1 июля, более того если они частично «затрудняют проезд», это будет считаться правонарушением», – прокомментировал ужесточение наказания замруководителя столичного департамента транспорта Андрей Коренев.

Он также отметил, что данная мера должна мотивировать автовладельцев составлять европротокол (то есть оформлять ДТП без сотрудника ГИБДД) и оперативно освобождать проезжую часть.

Коренев пояснил, что европротоколом в Москве пользуются не очень активно. Так, в январе этого года из 11 508 ДТП лишь 500 оформлено с помощью европротокола. По его словам, при департаменте транспорта создан экспертный совет, занимающийся популяризацией европротокола. «Мы видим в нем возможность существенно изменить дорожную ситуацию, в том числе с пробками», – пояснил чиновник.

Однако посреди автоэкспертов мнения о необходимости подобных нововведений разошлись.

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков заявил газете ВЗГЛЯД, что речи о введении каких-то новых штрафов не идет. Просто с 1 июля вступают в силу поправки к ПДД, а новая обязанность водителя освободить проезжую часть подпадает под штраф по старой статье 12.27 («Невыполнение обязанностей в связи с ДТП»), и составляет он 1 тыс. рублей.

«У нас есть европротокол, который позволяет водителям уезжать вслед за тем ДТП без привлечения государства в лице сотрудников ГИБДД, оформлять свои гражданско-правовые отношения самостоятельно. Потому что эти отношения касаются только водителей и страховых компаний. Государство тут совершенно ни при чем. А водители, соответственно, не должны создавать пробки на дорогах из-за какой-нибудь разбитой фары, что у нас происходит сплошь и рядом», – отметил он.

Европротокол может применяться в России уже давно, но реально им пользуются только 5 – 7% автомобилистов. При этом частично проблемы с его применением объективны: «Были проблемы с реализацией. Например, если у человека кроме полиса ОСАГО было еще и КАСКО, он не имел права покинуть место ДТП до приезда автоинспектора. Необходимый водителю документ мог выписать только он. Но сейчас это противоречие устранено», – отметил Лысаков.

Зафиксировав ДТП на фото- или видеокамеру, автолюбители должны направляться в свои страховые компании. А в случае, если у них есть разногласия на дороге, они могут позвонить в ГИБДД, и там уже им скажут, что, например, они должны доехать до поста ГИБДД. «Но все эти разбирательства должны быть уже вне дорожного полотна», – уверен Лысаков.

Он также попытался развеять страхи некоторых водителей, которые не пользуются европротоколом, опасаясь, что страховщики без приезда ГИБДД не выплатят им всей суммы ущерба, ограниченной в большинстве регионов России 50 тыс. рублей (в Москве, Московской области и Петербурге и Ленинградской области – 400 тыс. рублей – прим. ВЗГЛЯД).

«В Москве и Петербурге этот лимит уже поднят значительно, новая сумма любое легкое повреждение перекрывает однозначно», – отметил Лысаков. И пилотный план после Москвы и Петербурга, вероятно, пойдет дальше.

В целом новые поправки к ПДД Лысаков считает стимулированием к переходу к более удобной и эффективной системе оформления аварий и удивляется тем, кто жалуется, что европротокол вводится в России едва-едва ли не принудительно.

«Надо быть просто не очень умным человеком, цепляясь за то, чтобы в случае, если он попал в ДТП, он бы не 30 мин на это все потратил, а восемь часов. Речь идет о здравом смысле. Это выгодно всем», – резюмировал он.

Но с ним не согласен председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

«Я считаю эти изменения в ПДД (ответственность за неосвобождение дороги) категорически неправильными, – заявил он газете ВЗГЛЯД. – Чтобы употребить европротоколом, нужно соблюдение ряда условий. И среди них – наличие согласия по поводу того, кто прав, а кто виноват. А если у водителей разногласия? Тогда обязаны пригласить сотрудников ГИБДД. А если есть подозрения на скрытые повреждения? Что они не уложатся в сумму, которая будет присуждена им – 50 тыс. максимум, если не считать четырех регионов?»

Главная причина того, что европротокол в России не популярен – это как раз низкий лимит по выплатам. В Европе, например, верхнего предела вообще нет. Вторая причина – боязнь мошенничества. Тут уже вопрос к российским правоохранительным органам, полагает эксперт.