Правильные новости

Пакистанский намек

Поставка российских вертолетов Исламабаду вряд ли обрадует Дели

Договоренность о поставках российских боевых вертолетов в Пакистан может быть прозрачным намеком Индии, в последнее время демонстрирующей явное охлаждение к военно-техническому сотрудничеству с Москвой. Дели уже крайне нервно воспринял появление в Китае ракет, напоминающих совместную российско-индийскую разработку "БраМос".

Россия поставит 20 транспортно-боевых вертолетов Ми-35 Пакистану, несмотря на возможное давление Индии. Об этом сообщает ведущее аналитическое издание в военно-технической сфере Jane's Defence Weekly со ссылкой на российского посла в Исламабаде Алексея Дедова. По мнению ряда аналитиков, этот контракт может послужить предупреждением Дели, который все чаще предпочитает покупать западную, а не российскую военную технику. Ранее Столица воздерживалась от ВТС с Пакистаном, чтобы не рисковать многолетней дружбой с его соседом и конкурентом – и в то же время одним из самых перспективных оружейных рынков мира.

"Поставка Ми-35 Исламабаду - больше чем серьезное предупреждение до последнего времени основному покупателю российской военной техники, Дели"

Вертолеты Ми-35 стоят на вооружении России, Азербайджана, Бразилии, Индонезии и ряда других стран. В зависимости от модификации они рассчитаны на экипаж из двух человек, вмещают до восьми десантников и могут перевозить до 2,4 тонны грузов. Максимальная прыть – до 340 километров в час, практическая дальность полета – 450 километров. Основа вооружения – авиационная пушка калибра 30 или 23 миллиметра, а также ракеты и бомбы различных типов.

Не близкий друг

«У нас с индийцами действующих контрактов на $11–12 млрд, – говорит редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. – Это и авиация: корабельный МиГ-29К, Су-30МКИ, и танки Т-90С – 235 штук со сборкой на территории Индии, и боеприпасы на $420 млн. Индия – единственная страна, которая получила в аренду атомную подводную лодку «Нерпа» 971 проекта. Мы им построили авианосец. Сейчас разрабатываем самолет пятого поколения, многоцелевой транспортный вертолет».

В то же время Рф все чаще проигрывает тендеры на поставку вооружений и военной техники в Индию. Так, мы проиграли изрядный тендер на поставку военно-транспортных самолетов. Вместо наших Ил-76 Дели предпочел купить шесть американских C-130 Super Hercules. За них заплатили без малого $1 млрд. Цифра астрономическая, особенно если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле. Наш самый современный МиГ-35 уступил французскому Rafal, боевой вертолет Ми-28Н проиграл американскому AH-64 Apache, а тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2 – CH-47 Chinook. И это при том, что российская машина более современная – на все сто цифровая, в полтора раза дальше летает и имеет в два раза больший объем грузовой кабины, чем американский аналог.

«В этом нет парадокса, – уверен глава Центра АСТ Руслан Пухов. – Нетрудно мы привыкли, что Дели покупал много техники за небольшие деньги. Сегодня ежегодный прирост ВВП Индии составляет 9%. У страны появились средства, а с ними и амбиции покупать то, что хочется. А в этом плане у нас много белых пятен. В результате индийцы обращаются к европейцам и американцам».

На этом фоне поставка боевой техники извечному врагу Дели – Исламабаду – очень похожа на «дружеский щелчок по носу» стратегического партнера. Или же – напоминание о том, что и Первопрестольная может диверсифицировать свои поставки. Такая перспектива не сильно беспокоила индийцев. Основными покупателями российского оружия в последние годы были страны Латинской Америки, Алжир и Вьетнам, с которыми у Индии нет каких-либо геополитических противоречий. Но в последнее время Россия резко изменила основное ориентация своего военно-технического сотрудничества, переориентировавшись в основном на страны Азии. Эта тенденция наиболее ярко проявилась на недавно прошедшей аэрокосмической выставке AirShow China 2014 в Чжухае.

Китайская копия

Гвоздем салона стал перспективный российский истребитель Су-35. Китай планирует купить не менее эскадрильи этих машин – 24 экземпляра. Особенность нового Су в том, что он считается последней, переходной ступенью к появлению в войсках истребителей пятого поколения Т-50. На Су-35 стоит много оборудования и механизмов, созданных аккурат под более современный самолет. Например, мотор 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны против 12,5, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это придает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. И именно этот двигатель будет стоять на первых серийных истребителях Т-50.

Вторая серьезная новинка – радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис», обладающий уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. По своим характеристикам этот радар близок к тому, что стоит на американском истребителе пятого поколения F-22. На встречных курсах «Ирбис-Э» может обнаруживать цели на дальности до 350–400 км, а это редкий показатель для современных авиационных радиолокационных станций. На такой дальности истребитель может увидеть авианосец, за 150–200 километров – ж-д мост, за 100–120 – катер, за 60–70 километров – установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков. И все их, соответственно, поразить.