Правильные новости

Испытание Марсом

Американцы начинают создание ракеты, которая сможет долететь до Красной планеты

NASA приступает к постройке ракеты в рамках программы Space Launch System, которая появилась ещё три года назад. В перспективе новая ракета доставит космонавтов на астероиды и Марс. Активизация испытаний намечено на осень. Эксперты указывают, что только испытания двигателя займут до семи лет.

В процессе создания принципиально новой ракеты, призванной в перспективе доставить космонавтов на астероиды или даже на Марс, достигнут значительный прогресс. Об этом сообщили представители Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA).

"Нам необходимо передвигаться вглубь Солнечной системы, создавать новые носители, которые позволят это сделать. Это будет двигать науку и технику"

Речь идет о так называемой Системе космического запуска (Space Launch System – SLS). Это ракета нового поколения, которая, по задумке инженеров, должна будет доставлять космонавтов и грузы в космос. «Это очень амбициозная программа... Это важнейший рубеж для любой программы или проекта NASА», – признал помощник директора NASA Роберт Лайтфут, уточнив, что был успешно проведен разбор технической и программной составляющих проекта.

Как передает ИТАР-ТАСС, Лайтфут рассказал о планах сотворить целый модельный ряд ракет, а не ракеты для одной конкретной миссии.

В свою очередность помощник руководителя NASA Уильям Герстенмайер, отвечающий непосредственно за исследования, напомнил, что работа над проектом длится три года. Но теперь инженеры и специалисты приступят прямо к постройке ракеты. Герстенмайер сказал, что испытания двигателей самой ракеты, а также ступеней, которые будут выводить ее за пределы земной атмосферы, начнутся осенью, примерно в октябре – ноябре.

Предполагается, что будет создано два типа новой ракеты – малой (77 тонн) загрузки и большой (143 тонны). Оценочная стоимость создания малой ракеты составляет более 7 млрд долларов.

При этом точную дату выхода в свет новой ракеты в NASA звать не стали. Представители управления отметили, что работа предстоит сложная, и в итоге должен получиться реально верный аппарат, поэтому обозначать какие-то временные рамки сейчас они не будут. Ранее NASA планировало в 2021 году с помощью SLS осуществить первый запуск пилотируемого космического корабля нового поколения. В 2030-х ракету предполагается использовать для отправки экспедиции на Марс.

Конструктор ракетных двигателей Павел Булат отмечает, что в ближайшее время создать новый ракетный двигатель у американцев не получится, и на его испытания уйдут годы. «На первый взгляд, создать малый ракетный двигатель несложно, потому что его позволительно создавать из готовых комплектующих. Основная задача – стендовая обработка для работы на надежность. Это миг и деньги. В любом случае на это уйдет пять–семь лет», – сказал Булат газете ВЗГЛЯД.

Эксперт добавил, что американцы давно пытаются приступить к работам по созданию своего двигателя, но «за последние 30 лет NASA не смогло создать ни конкурентоспособную ракету, ни конкурентоспособный двигатель». «Частные ракеты – Falcon и другие – это программы, которые навеяны надеждами, что если финансирование будет не государственное, а коммерческое, и будут привлечены гражданские технологии, то стоимость таких проектов резко упадет. Они пытаются сменить российский двигатель РД-180, который самый дорогой в мире, но разработка собственного двигателя такого класса делает их еще дороже. То же самое с российским ракетным двигателем НК-33. То есть вопросительный мотив не в том, что двигатель нельзя сделать. Можно соорудить бесхитростный мотор со средними известными параметрами, но он должен быть чистым от патентов – его нужно созидать с нуля. А это значит, что потребуются длительные стендовые испытания», – отметил эксперт.

Булат пояснил, что для получения результата в ходе стендовых испытаний нужно «сжечь» не меньше пятидесяти двигателей. «Необходимо накопление статистики. Когда отрабатывались НК-33, на стенде было сделано полторы тысячи пусков! Представьте, если такой пуск делать хотя бы раз в пять дней, сколь времени на это уйдет», – подчеркнул конструктор.

Добавим, что еще год вспять NASA намеревалось обсудить совместную разработку двигателя для новой ракеты с представителями японского аэрокосмического агентства JAXA с целью снизить расходы и ускорить процесс создания такого носителя. Сообщалось, что в верхней ступени ракеты предполагалось применять двигатель, который корпорация Mitsubishi Heavy Industries разрабатывает для японской тяжелой ракеты Н-3. Характеристики двигателя в целом соответствуют требованиям американцев.